Бесплатная консультация

Отмена утильсбора

05.12.2024

Мишустина попросили пересмотреть ситуацию на авторынкеДилеры попросили Мишустина отсрочить повышение утильсбораАссоциация «Российские автомобильные дилеры» (РОАД) написала письмо премьер-министру Михаилу Мишустину с просьбой не повышать утильсбор в России в 2024 году. Однако у этой инициативы появились противники

На фоне колеблющейся позиции Минпромторга по принятию финального решения, связанного с повышением ставки утильсбора, повлиять на ситуацию решили сами дилеры. Причем неожиданно мнения продавцов разделились на диаметрально противоположные.

Отсрочка на пять лет

В Ассоциация «Российские автомобильные дилеры» (РОАД), которая объединяет более 1,6 тыс. центров по всей стране, предложила премьеру Михаилу Мишустину отложить рассмотрение вопроса по повышению ставки утилизационного сбора. В организации попросили чиновника провести спектральный анализ всех экономических и правовых рисков подобного решения.

По расчетам РОАД, в связи с возможным ростом утилизационного сбора в 2030 году число россиян, способных приобрести новый автомобиль, может сократиться до 5-7%. Таким образом, продажи машин составят не более 600 тыс. штук в год. Это в свою очередь сделает неактуальным развитие новых производств запасных частей и новых моделей.

Еще один риск — начало банкротств дилерских центров на фоне падения спроса. По данным организации, сейчас на территории России работают более 3,6 тыс. автосалонов, в которых трудится около 360 тыс. человек.

«Предлагаемое в проекте постановления увеличение размера утилизационного сбора не соответствует установленным законом целям введения и порядку использования сбора, никак не соотносится с фактическими затратами на утилизацию и является по своей сути дополнительным и запредельным по размеру налогом на транспортные средства», — подчеркнули в РОАД.

Если все же власти сочтут необходимым увеличить ставку утилизационного сбора, дилеры просят хотя бы отсрочить вступление в силу этого решения сроком на пять лет. По их мнению, за это время на территории России будет организовано производство запчастей и автомобилей, что поможет избежать резкого подорожания машин.

Дилеры Lada резко против

Впрочем, у инициативы РОАД сразу же нашлись противники. Причем ими стали их же коллеги. Речь идет об Международной ассоциации дилеров (МАД), участники которой работают с маркой Lada. В этой организации также решили обратиться к Михаилу Мишустину, однако с противоположной просьбой — поддержать инициативу об индексации утилизационного сбора на автомобили.

В МАД считают, что в Россию за последние время поставили большое количество импортных автомобилей, и многие из них не имеют длительной гарантии. Более того, по мнению членов организации, на такие машины не поставляются в нужных объемах запасные части и комплектующие, а также они лишены качественного сервиса.

Как итог — клиенты оказываются «ущемленными в своих законных правах». При этом сами импортеры заинтересованы лишь быстро и легко продать нужное им количество автомобилей в нашей стране, причем без лишних инвестиций. Кроме того, потери несут (прежде всего, в конкурентоспособности) и официальные дилеры, хотя в течение многих лет инвестировали значительные средства в свои салоны, техцентры, оборудование, программное обеспечение и обучение персонала.

«Индексация утилизационного сбора будет способствовать формированию цивилизованного автомобильного рынка в Российской Федерации и более эффективной защите прав дилеров и автовладельцев. С рынка будут «вымыты» неплатежеспособные организации-однодневки, специализирующиеся на ввозе иномарок без инвестиций», — резюмировали в МАД.

Кстати, позиция этой организации в чем-то перекликается с той, что придерживается главный машиностроительный гигант страны — АвтоВАЗ. Эта компания уже неоднократно заявляла о необходимости увеличить утилизационный сбор. Такая политика, по мнению главы автоконцерна Максима Соколова, будет мотивировать китайские компании вкладывать деньги в развитие российского автопрома, локализовывать своих поставщиков на территории России и создавать партнерские проекты с российскими автопроизводителями.

Что предлагает Минпромторг

Проект индексации утильсбора Минпромторг представил в середине июня. Согласно ему, изменения вступят в силу с 1 октября 2024 года. В случае его принятия уже с текущего года в России начнут планомерно повышать утильсбор на импортные автомобили: например, для моделей с моторами до 2,0 л придется сначала платить 556 тыс. вместо 306 тыс. руб. К 2025 году за такие машины придется доплачивать до 667 тыс. руб. В 2026-м — около 800,8 тыс. руб., в 2030-м — до 1,17 млн руб.

В правительстве считают, что такие ужесточения не повлияют на стоимость выпускаемых в стране машин, ведь государство компенсирует эти расходы тем, кто уже локализовал производство.

Впрочем, официально «зеленого света» проект пока не получил. Причем об этом уже неоднократно заявляли и в самом Минпромторге.

Что будет с ценами

Превышение ставки утилизационного сбора сразу же приведет к резкому подорожанию новых автомобилей, уверены эксперты. В первую очередь под ударом окажутся машины, импортируемые в нашу из-за рубежа.

По словам президента Ассоциации «Российские автомобильные дилеры» (РОАД) Алексея Подщеколдина, за последние 2,5 года новые машины и так подорожали в стране в два раза. Он подчеркнул, что в связи с предполагаемыми размерами увеличения утильсбора автомобили вырастут к 2030 году в цене еще как минимум вдвое.

«В 2014 году каждый третий россиянин (33%) мог купить новый автомобиль. В 2023 году только 14% россиян смогли позволить себе такую покупку за наличные или в кредит», — добавил эксперт.

По прогнозу РОАД к 2030 году, с запланированным темпом увеличения утилизационного сбора число россиян, способных приобрести новый автомобиль, сократится до 5-7%».

В меньшей степени рост цен может коснуться моделей, которые выпускают на территории России. К примеру, локализованное производство легковых автомобилей есть, в частности, у АвтоВАЗа, УАЗа, Haval, компаний «Москвич», Evolute, «Автомобильный завод АГР». Эти игроки смогут рассчитывать на компенсацию утильсбора со стороны государства, но опять же — в зависимости от глубины локализации.